Шереметова Татьяна Викторовна

Педагогический опыт

        Наименование опыта: «Развитие творческих способностей и эстетической культуры личности, через обращение к национальным корням у учащихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

Я взяла эту тему, чтобы попытаться выявить современными средствами инновационной деятельности  возможные пути формирования эстетического воспитания у школьников на уроках изобразительного искусства и проследить  их дальнейшее развитие.

       Обращение к теме развития  «эстетическая культура личности» невозможно без знания своей истории и национальной культуры, как богатейшего источника для творческой деятельности.

         Эстетическое воспитание – формирование и развитие культурных потребностей, взглядов и вкусов обучающихся. Эстетическое воспитание, через обращение к формам народной культуры, есть формирование у индивида эстетического – особой формы духовного и духовно-практического отношения к окружающей действительности. Объектом исследования, познания, формирования чувства прекрасного эстетических переживаний и оценок может стать любое произведение народной культуры. Я остановила свой выбор на русском традиционном костюме, как уникальном феномене историко-культурного наследия.

Необходимость приобщения детей к народной художественной культуре, развитие к ней познавательного интереса и творческих способностей бесспорна. В первую очередь они продиктованы историческими, социальными и политическими процессами, происходившими в нашей стране на протяжении предыдущего столетия. Как говорил  доктор психологологических наук А.А.Мелик-Пашаев: «Достаточно прервать преемственность в образовании на одно поколение, и неизвестно, можно ли будет ее восстановить». Я считаю, что в наше время тема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно ещё и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости, национальное самосознание; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей многих поколений, видеть красоту сделанного, и т.д. Все эти качества необходимы для всесторонне развитого человека.

Теоретические предпосылки возрождения национальной культуры, через отдельно взятые ее виды. Использован уникальный опыт коллекционера и исследователя русского костюма Сергея Глебушкина.

В работе над данной темой использованы материалы сайта сайта «Культура.РФ»

-Н.А.Горяева, под ред. Б.М. Неменского, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, методическое пособие,5 класс, Москва «просвещение», 2007.

-Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Муз. Нар. Иск.-М.: Сов. Росс., 1990;

-Киреева Е.В. История костюма.-М: Просвещение, 1976;

-Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике»

Тема развития эстетической культуры личности, особенно обращение к национальным культурным корням, актуальна в наше время, когда общая культура в массе подрастающего поколения катастрофически падает и тому есть масса причин, поэтому эта тема ни когда не потеряет своей актуальности и новизны. Тема возрождения национального костюма как историко-художественного феномена особенно актуальна в наши дни и вызывает живой интерес среди школьников, что способствует развитие эстетической культуры личности.

        Каждая встреча учащегося  с искусством должна быть необычайной, наполненной радостью. И самый опасный враг такой встречи – установка учителя на однообразный план беседы. Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, фольклорное наследие, народный костюм это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление учителя «оживить» учебный процесс, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь… И здесь возможны различные методы и приемы: метод проектов, исследовательский метод, игровой, коммуникативный метод, дискуссии, метод мозгового штурма, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. способствуя созданию радостной атмосферы общения учащихся с народным искусством, мы не забываем о ступеньках эстетического познания. Без назиданий учу различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать. Создаю условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества. Стараюсь разнообразить зачин для решения той или иной задачи познания. Это и игра в «опознание» вещи; конкурс – «разобрать» вещи по промыслам, «виртуальные путешествие» по местам народных промыслов (старинных и современных) с целью показать народную архитектуру; старинную одежду, вещи — созданные давно-давно. Природу, просторы родных полей, лесов; людей, которые и сегодня живут в ладу с природой, на земле, которую любят и на которой трудятся. Для таких интегрированных уроков неоценимую услугу оказывают альбомы по искусству,  фотографии, фильмы, компьютерные технологии. Неоценимый вклад вносят создание творческих выставок учащихся и самого педагога, показывающего живой пример творчества, в работах которого открывается красота родного края.

В свободном общении, диалоге с детьми, когда никто не боится высказать свое мнение, предположение о содержание о содержании и характере образа художественной вещи, важен не только зачин, но и подведение итогов. Итогов, в которых опять же не однообразно, не монотонно, но звучит мысль о принадлежности художественного памятника, образа, вещи – типа, творчества отдельного мастера к общим истокам, к выводу о национальном характере и самосознании, выраженном через эти отдельные явления, предстающими как часть нашей культуры. Это и есть первые шаги на пути формирования памяти исторической, культурной и народной.

И здесь уместно напомнить, что развитие эстетического воспитания и познания не ограничивается только частью культурного наследия – народным искусством. Сохранить эмоциональную, живую атмосферу на уроке при ознакомлении с картиной – также одна из важнейших задач учителя. Всё выше сказанное приемы, методы и в этом случае помогают не погасить эмоциональную жизнь учащегося, вызвать богатый спектр ассоциаций, помогающий проникнуться идеей произведения, понять образ.

Работая в направления развития культуры личности, через обращение к национальным корням, прошла курс обучения по теме «Русский традиционный костюм. История. Крой. Вышивка», где в процессе практической деятельности познакомилась с историей создания русского национального праздничного костюма, исследовала его специфику, освоила традиционные приемы кроя и технологии выполнения швов и вышивки. Следующим этапом планирую продолжить изучение и совершенствование мастерства в этом направлении.

Данный опыт, овладения техниками и приемами народного творчества в области национального костюма может быть непосредственно применен в учебной деятельности по изобразительному искусству и технологии.

Результатом творческой деятельности по созданию национального костюма, стал неоценимый опыт в культурной и духовной сфере, целью которого и является щедрая передача культурного наследия в процессе обучения.

 

Пожарная выставка
Рождественская звезда


На уроках ИЗО
Неделя ИЗО
Персональная выставка